С 1 января 2019 г. вступили в силу очередные изменения в порядок проведения закупок товаров, работ и услуг для государственных и муниципальных нужд. 

Изменения в 44 ФЗ с 1 января 2019 года. Переход на электронные закупки

Пожалуй, важнейшим изменением в порядок проведения госзакупок является перевод закупочных процедур в электронную форму. Эта работа началась еще в 2018 году, но с 1 июля 2018 г. проведение закупок в электронной форме было правом заказчика. С 1 января 2019 г. это стало обязательным. Закупки будут проводится в электронном виде в форме:• аукциона;• конкурса;• запроса котировок;• запроса предложений.В ряде отдельных случаев будет разрешено проводить закупки в «бумажном виде». Но это касается в закрытых закупок и чрезвычайных ситуаций, перечень которых определен Законом № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок»:• обеспечение деятельности заказчика на территории иностранного государства (ст. 75, 111.1);• оказание скорой медицинской помощи в экстренной или неотложной форме (ст. 76);• оказание гуманитарной помощи либо ликвидации последствий чрезвычайных ситуаций природного или техногенного характера (ст.80, 82);• проведение закрытых закупок (ст. 84);• проведение закупок у единственного поставщика (ст. 93);• поведение закупок в соответствии с решением Правительства РФ (ст. 111). 

Изменения в 44 ФЗ с 1 января 2019 года. Регистрация участников закупок в ЕИС. Формирование ЕРУЗ

 С 1 января 2019 года вступили в силу положения ст. 24.2 Федерального закона № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок». Статья предусматривает обязательную регистрацию всех участников торгов в Единой информационной системе в сфере закупок (ЕИС). В ЕИС создан Единый реестр участников закупок (ЕРУЗ), куда автоматически вносится информация об участниках, прошедших регистрацию. Ответственным за создание и ведение ЕРУЗ назначено Федеральное казначейство.Регистрация в ЕИС проводится в электронной форме, для прохождения регистрации участникам закупок потребуется квалифицированная электронная подпись.Регистрация будет проводиться бесплатно, срок ее действия составит 3 года, регистрацию можно будет продлить не ранее чем за 6 месяцев до истечения ее срока.Важная особенность – компании, зарегистрированные в оффшорных зонах, не смогут пройти регистрацию в ЕИС и принимать участие в госзакупках.Подробнее о регистрации участников закупок в ЕИС Вы можете прочитать в статье на нашем сайте. Изменение порядка аккредитации на торговых площадкахС 1 января 2019 года утратила силу статья 61 Закона № 44-ФЗ, регламентирующая аккредитацию участников на электронных площадках. Одновременно прекратил действовать порядок аккредитации, согласно которому участникам закупок требовалось пройти процедуру аккредитации на каждой из электронных площадок. С 1 января 2019 года получить аккредитацию на ЭП можно, только пройдя регистрацию в ЕИС.Участники закупок, прошедшие регистрацию в ЕИС и внесенные в ЕРУЗ, автоматически получают аккредитацию на всех электронных торговых площадках, допущенных к работе с госзакупками. Аккредитация будет произведена операторами электронных площадок в течение 1 рабочего дня с момента завершения регистрации в ЕИС. 

Повышение НДС до 20 процентов

С 1 января 2019 года начинает действовать Закон № 303 от 03.08.2018 г., предусматривающий повышение налога на добавленную стоимость (НДС) с 18 до 20 процентов. При этом остается неизменной льготная ставка НДС 10 % для отдельных видов продовольственных товаров, детских товаров, лекарств.Новая ставка НДС должна учитываться заказчиками при расчете начальной максимальной цены контракта (НМЦК) для закупок 2019 года. Участникам закупок необходимо помнить, что согласно новой редакции п. 13 ст. 34 Закона № 44-ФЗ, вступившей в силу с 1 июля 2018 г., в контракт включается обязательное условие об уменьшении суммы, подлежащей уплате заказчиком юридическому лицу или физическому лицу, в том числе зарегистрированному в качестве индивидуального предпринимателя, на размер налогов, сборов и иных обязательных платежей в бюджеты бюджетной системы Российской Федерации, связанных с оплатой контракта, если в соответствии с законодательством Российской Федерации о налогах и сборах такие налоги, сборы и иные обязательные платежи подлежат уплате в бюджеты бюджетной системы Российской Федерации заказчиком.Иными словами, если заказчик является плательщиком НДС, то при оплате поставленного товара, выполненных работ или оказанных услуг он должен автоматически уменьшить причитающуюся Вам сумму оплаты на величину НДС, подлежащую уплате в бюджет. И если Ваша компания не является плательщиком НДС, то это означает, что Вы получите на 20 % меньше цены, указанной в контракте, и в свою очередь не сможете принять НДС к вычету.А что произойдет с контрактами, заключенными до 1 января 2019 года, если оплата по ним будет произведена уже после повышения НДС?Первоначально Министерство финансов решило, что по долгосрочным контрактам повышение НДС ляжет на плечи исполнителей. Ведомство посчитало, что увеличение ставки налога — это коммерческий риск исполнителя контракта. По Закону N 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок» цена контракта является твердой и определяется на весь срок исполнения. Участники закупки знают, что цену контракта изменить невозможно, и соглашаются с условиями заказчика, подавая заявки.Такая позиция была изложена в информационном письме Минфина России от 28.08.2018 г. N 24-03-07/6124.Но 27 декабря 2018 года Президентом РФ был подписан закон № 502-ФЗ  «О внесении изменений в Федеральный закон «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для государственных и муниципальных нужд». В соответствии с новой редакцией закона 44-ФЗ, которая уже вступила в силу, в связи с увеличением ставки НДС до 20 % допускается по соглашению сторон изменение цены заключенных до 1 января 2019 года контрактов в пределах увеличения НДС в отношении товаров, работ, услуг, приемка которых осуществляется после 1 января 2019 года. Указанное условие будет действовать до 1 октября 2019 года.  

Преференции лекарственным препаратам из стран ЕАЭС

С 1 января 2019 года вступили в силу изменения в Постановление Правительства РФ от 30 ноября 2015 г. N 1289 «Об ограничениях и условиях допуска происходящих из иностранных государств лекарственных препаратов, включенных в перечень жизненно необходимых и важнейших лекарственных препаратов, для целей осуществления закупок для обеспечения государственных и муниципальных нужд» (Постановление о внесении изменений от 12.05.2018 г. № 572). Внесенными изменениями при проведении госзакупок предоставляется преимущество лекарственным препаратам из России и других стан ЕАЭС — Армении, Белоруссии, Казахстана и Киргизии. Лекарственные препараты, все стадии производства которых осуществлялись на территории государств – членов ЕАЭС, получают 15 % ценовые преференции, предусмотренные Приказом Минэкономразвития от 25.03.2014 № 155. 

Изменения в отчетности по закупкам у малого бизнеса

С 1 января 2019 года изменился порядок расчета объема закупок у субъектов малого предпринимательства. Заказчикам разрешили включать в расчет совокупного годового объема закупок закупки у единственного поставщика из числа субъектов малого предпринимательства (СМП) или социально ориентированных некоммерческих организаций (СОНКО), которые осуществляются в случае признания конкурентного способа определения поставщика (среди СМП) несостоявшимся.Согласно ч. 4 ст. 30 44-ФЗ, заказчик также может отменить ограничение на участие в закупке только представителей СМП и СОНКО в том случае, если первоначальная конкурентная процедура была признана несостоявшейся либо по причине отклонения всех заявок, либо в случае отсутствия заявок на участие (или окончательных предложений).Это нововведение существенно упрощает жизнь заказчикам, т.к. в соответствии с действующим законодательством не менее 15 % контрактов должно быть заключено именно с представителями СМП или СОНКО. А с учетом закупок у единственного поставщика, которые начнут учитываться в совокупном годовом объеме, достичь установленной нормы в 15 % станет проще.Напомним, что в 2018 году в совокупный объем закупок у СМП и СОНКО не включались контракты, заключенные с единственным поставщиком. 

Изменение порядка расчета платежей по государственным контрактам с авансом

С 1 января 2019 года заказчики обязаны включать в условия контрактов, предусматривающих аванс, порядок расчета последующих платежей. Это связано со вступлением в силу с 1 января 2019 года Постановления Правительства РФ от 28.11.2018 г. № 1430 «О внесении изменений в Положение о мерах по обеспечению исполнения федерального бюджета».Предусмотрено два способа расчетов:1. Если контракт не содержит этапов выполнения работ либо этапы выполняются последовательно, то размер последующих платежей рассчитывается как разница между стоимостью фактически поставленных товаров, выполненных работ, оказанных услуг и общей суммой ранее выплаченного авансового платежа.2. Если контракт содержит этапы его исполнения, сроки выполнения которых совпадают, то размер последующих платежей рассчитывается как разница между стоимостью фактически поставленных товаров, выполненных работ, оказанных услуг и суммой, рассчитанной как произведение размера предусмотренного контрактом авансового платежа в процентном выражении и стоимости фактически поставленных товаров, выполненных работ, оказанных услуг.Указанный порядок расчетов распространяется только на федеральных заказчиков. В 2018 году такой порядок был предусмотрен для госконтрактов с казначейским сопровождением авансовых платежей. Уточнение антидемпинговых мерС 1 января 2019 года если при начальной (максимальной) цене контракта до 15 млн. рублей происходит падение цены в процессе торгов более, чем на 25%, размер обеспечения исполнения контракта увеличивается в 1,5 раза, либо предоставляется информация о добросовестности исполнителя с одновременным предоставлением обеспечения исполнения контракта в размере, указанном в закупочной документации.Отмена обеспечения заявок для ГУПов и МУПовС 1 января 2019 года государственные и муниципальные учреждения освобождаются от необходимости предоставлять обеспечение заявки на участие в закупочных процедурах.Отмена внешней экспертизыС 1 января 2019 года внешняя экспертиза не требуется, если контракт заключен в результате несостоявшихся электронных процедур. Мы рассказали Вам о наиболее важных изменениях в порядок проведения государственных и муниципальных закупок, вступающих в силу с 1 января 2019 г. Но перечень предстоящих в 2019 г. нововведений этим не исчерпывается. Просто некоторые изменения вступят в силу несколько позже: Обязательное использование Единого агрегатора торговли «Березка»С 1 марта 2019 года станет обязательным использование Единого агрегатора торговли (ЕАТ) «Березка» для проведения государственными заказчиками закупок на малые суммы.Более подробно прочитать о ЕАТ «Березка» можно в статье на нашем сайте. Расширение способов обеспечения заявокС 1 июля 2019 года участник закупки будет вправе самостоятельно выбирать способ обеспечения заявок на участие в электронных закупках. Кроме внесения денежных средств на спецсчет можно будет использовать в качестве обеспечения заявок банковские гарантии. Это позволит облегчить доступ к закупкам для многих компаний. Уменьшение размера обеспечения исполнения контракта на размер выполненных обязательствС 1 июля 2019 года размер обеспечения исполнения контракта уменьшается пропорционально стоимости исполненных обязательств, приемка и оплата которых заказчиком осуществлены в порядке и сроки, предусмотренные контрактом.

При этом уменьшение размера обеспечения исполнения контракта, предоставленного в виде банковской гарантии, осуществляется заказчиком путем отказа от части своих прав по этой гарантии. Датой такого отказа считается дата включения информации о частичном исполнении обязательств по контракту в соответствующий реестр контрактов. В случае предоставления нового (уменьшенного) обеспечения исполнения контракта заказчик не возвращает гарантию банку, взыскание по такой гарантии не производится. Замена банковской гарантии в случае отзыва лицензии у банкаС 1 июля 2019 года в случае отзыва лицензии у банка-гаранта исполнитель закупки обязан предоставить новое обеспечение исполнения контракта в срок не позднее 1 месяца с момента получения уведомления от заказчика. Данное положение обязательно включается в контракт. Размер обеспечения в этом случае может быть уменьшен на размер исполненных обязательств по контракту. Создание ГИС «Независимый регистратор»С 1 октября 2019 года должна начать работу государственная информационная система (ГИС) «Независимый регистратор». Система предназначена для мониторинга работоспособности ЕИС и электронных площадок, фиксации действий или бездействия участников закупок в ЕИС и на ЭП, а также хранения указанной информации. Предполагается, что применение ГИС «Независимый регистратор» позволит повысить прозрачность закупок и снизить количество нарушений при проведении закупочных процедур. Раздельный учет результатов финансово-хозяйственной деятельности исполнителей по крупным контрактам С 2019 года юридические лица, выступающие исполнителями или субподрядчиками по крупным государственным или муниципальным контрактам, подлежащим казначейскому сопровождению, будут обязаны вести раздельный учет результатов финансово-хозяйственной деятельности по каждому такому контракту. Для этого законом о федеральном бюджете будет введено специальное положение «О раздельном учете при казначейском сопровождении».  Такие планы озвучил в декабре 2018 г. высокопоставленный представитель Федерального казначейства. Пока никаких официальных документов по данному вопросу не опубликовано.  

Изменения в 44-ФЗ с 1 января 2019 года в таблице с комментариями

Что поменялось Как было раньше Как работать в 2019 году Где посмотреть изменения
Несостоявшиеся закупки у СМП и СОНО теперь включают в обязательный 15-процентный объем Раньше, когда вы проводили закупки у СМП и СОНО, и по какой-то причине закупка признавалась несостоявшейся с последующим заключением контракта с едпоставщиком – вы не имели право учитывать ее в общем обязательном 15-процентном объеме закупок у малых предприятий Если по итогу конкурентной процедуры, в которой вы установили ограничение на участие для СМП и СОНО, заключили контракт с едпоставщиком – учитывайте этот объем в отчете о закупках в СМН и СОНО за 2018 год. Разместите отчет по новому порядку в ЕИС до 31 марта 2019 года. Учтите несостоявшиеся закупки у СМП и СОНО в графе 5 отчета п.3 ч.1.1 и ч.4 ст.30 Закона № 44-ФЗ;Письмо Минфина от 02.11.2018 № 24-01-07/79316
Внедрили новый реестр – единый реестр участников закупок (ЕРУЗ) Раньше в ЕИС регистрировались только заказчики, у участников такой обязанности не было Заказчики проверяют информацию по ч.11 ст. 24.1 Закона № 44-ФЗ, которую прислала площадка. Участникам, у которых аккредитация на ЭТП была до начала 2019 года – должны будут зарегистрироваться в ЕИС до конца 2019 года. Иначе у них не будет возможности принимать участия в закупках. Заказчики, которые выступают, в том числе, и как поставщики услуг, тоже должны зарегистрироваться в новом реестре. ч.50 ст.112 Закона № 44-ФЗ
Особый порядок закупок для оборонки продлили до 1 июля 2019 года Порядок закупок по оборонке, который установило постановление Правительства от 27.11.2017 № 1428, имел срок действия до 1 января 2019 года. В закупках для нужд обороны страны и безопасности закрытыми способами действуют привычные порядки как минимум до середины 2019 года Постановление Правительства от 27.12.2018 № 1687
Внешнюю экспертизу после несостоявшихся процедур отменили. Одна из самых долгожданных поправок. Раньше по Закону № 44-ФЗ случаи закупок у едпоставщика после несостоявшихся процедур, увы, были в перечне для обязательной внешней экспертизы, это было крайне неудобно В 2019 году отменили обязанность нанимать внешних экспертов, чтобы провести экспертизу, если закупили у едпоставщика по п.25.1,25.2.25.3 ч. 1 ст.93 Закона № 44-ФЗ Закон от 27.12.2018 № 502-ФЗ
Вооружения, военную технику и спецтехнику закупают без плана закупок и плана- графика Раньше те, кто закупают вооружения и военную технику, обязаны были выполнять дублирующую работу по утверждению ГОЗ по 275-ФЗ и планированию закупок по 44-ФЗ Теперь не надо формировать, утверждать и вести план закупок и план график в отношении вооружения, военной и спецтехники Закон от 27.12.2018 № 571-ФЗ
Установили порядок определения единственного поставщика Единого порядка определения единственного поставщика по п.2.ч.2.ст.93 Закона № 44-ФЗ установлено не было Президента наделили правом определить набор документов, в котором должно быть обоснование необходимости определение единственного поставщика Закон от 27.12. 2018 № 518 -ФЗ
Блокирующий контроль казначейства возобновили для регионалов и муниципалов В 2017 года казначейский блокирующий контроль плановых документов привел к обвалу системы ЕИС. Поэтому контроль отложили для федеральных заказчиков до 01.01.2018, а для региональных и муниципальных до 1 января 2019 года. Теперь на регионалов и муниципалов блокирующий контроль тоже распространяется. Рекомендуем брать день запаса, чтобы успеть пройти контроль казначейства. Для федералов контроль был псевдоблокирующим, потому что можно было опубликовать документ под свою ответственность Постановление Правительства №315 от 20.03.2017
Ввели ответственность за ложные экспертные заключения в закупках Ответственности за ложные заключения не было прописано ни в КоАП, ни в УК ни в УПК Накажут в зависимости от суммы ущерба и опасности вреда. Если ложное заключение нанесло бюджету крупный ущерб (больше 2,25 млн руб.), оштрафуют на сумму до 300 тыс. руб. или на размер доходов за срок до одного года, либо лишат свободы на срок до 1 года. При этом могут лишить права занимать определенные должности до 3 лет.Если заключение повлекло за собой тяжкий вред здоровью или смерть человека, оштрафуют на 300–500 тыс. руб. или лишат свободы на срок до 3 лет. Когда заключение привело к смерти 2 и больше человек, эксперта ограничат в свободе или лишат ее на срок до 4 лет. При этом могут лишить права занимать определенные должности до 5 лет. Закон от 27.12.2018 № 520-ФЗсоответствующие изменения в КоАП – Закон от 27.12.2018 № 510-ФЗ; соответствующие изменения в ст. 41 и ст. 94 Закона № 44-ФЗ – Закон от 27.12.2018 № 512-ФЗ
Разрешили уменьшать сумму банковской гарантии по мере поступления оплаты по контракту Обеспечить исполнение контракта можно было и банковской гарантией, но возможности уменьшения ее суммы по мере исполнения не было предусмотрено Теперь поставщики по 44-ФЗ вправе уменьшать сумму банковской гарантии по мере поступления оплаты по контракту Закон от 27.12.2018 № 502-ФЗ 
БУ и АУ не обеспечивают заявки Раньше в Законе № 44-ФЗ право не платить обеспечение заявок было только у казенных учреждений. С июля 2018 года новые правила обеспечения создавали сложности для АУ и БУ. Обеспечивать заявку в электронных закупках можно только через спецчета, которые АУ и БУ были не вправе открывать. Бюджетные и автономные учреждения наравне с казенными, абсолютно законно участвуют в закупках, не обеспечивая заявки Закон от 27.12.2018 № 502-ФЗ 
Установили правила документооборота в закрытых электронных конкурентных закупках Изменения связаны с общим переходом исключительно на электронные закупки В постановлении указано кто и за какую информацию отвечает, установлен порядок аккредитации, порядок ведения реестра участников, порядок предоставления документации, порядок подачи заявок и заключения контракта Постановление Правительства от 25.12.2018 № 1663 
Казначейство не изменит правил контроля реестра контрактов Казначейство должно было начать контролировать соответствие документов по контракту друг другу, срок исполнения контракта, количество, единицы измерения товара, работы и услуги До 1 января 2020 года для заказчика ничего не изменится. Правила ведения реестра контрактов остаются прежними Постановление Правительства от 30.12.2018 № 1755
Новый НДС в закупках Раньше общая ставка НДС составляла 18 процентов Новая общая ставка НДС в размере 20 процентов действует с 1 января 2019 года Закон № 303-ФЗ от 03.08.2018