Хотелось бы, чтобы финансовой грамотности наших детей учили ещё в школе. Но, увы, суровая российская реальность далека от этого. Максимум чему могут научить – как считать деньги, но о финансовой грамотности как таковой речи и быть не может. Хотя такое уже давно практикуется на Западе и в Европе. Более того, обучение детей финансам даёт свои плоды.Когда и что говорить детям о деньгах

Правила, которые нужно знать

  • Многие слышали фразу: «Всему своё время». Её можно приравнять буквально к любой ситуации, к любым обстоятельствам в жизни. И здесь она то же прекрасно вписывается. Значение такое: в разном возрасте детей интересует различная информация. Условно, трёхлетнему ребёнку вовсе необязательно знать о налогах, а подросток и без Вас успел догадаться, каким образом можно получить деньги – пойти работать.
  • Дозирование. Не перебарщивайте с информацией. Выдавайте её потихоньку, порционно. Если вылить на ребёнка всю эту смесь разом, вряд ли он хоть что-нибудь усвоит. Да и Вы можете отбить ему всяческое желание обучаться данной грамоте. Не делайте из этого «школу» в традиционном понимании.
  • Обучаемся играючи. Один из лучших вариантов обучения – игровой. Ну или хотя бы наполовину. Вы удивитесь, но это прекрасно работает и на нас – взрослых людей, чего уж тут говорить о детях, которые помешаны на играх. Это их поток, их естественное состояние. Придумайте способ заинтересовать своё чадо и оно само потянется к Вам с десятками, а то и сотнями различных вопросов.

Когда и что говорить детям о деньгах

Что говорить детям в возрасте 3-5 лет?

Урок первый: деньги для покупок

Преподать данный урок можно следующим образом:

  • Для начала попросите у ребёнка помощи (это важно). Он может помочь с подсчётом монеток. Объясните номинал каждой. Как только с монетками вопрос будет «утрясён», можете переходить на бумажные денежные средства.
  • Как только будете что-то приобретать ребёнку, предложите ему самостоятельно набрать вещей (покупок) на n-ную сумму, которую Вы можете позволить потратить.
  • Сыграйте в «Магазин»: раскладывайте красивые вещи, игрушки, машинки (да что угодно – лишь Вашему ребёнку это нравилось), распечатайте игрушечные деньги (или приобретите детские “подделки” в магазине). Пусть он сначала что-то продаст Вам, а потом сам побудет в роли покупателя.
  • Обязательно покажите пример того, что в этом мире продаётся далеко не всё. Например, дружба. Пришёл к ребёнку друг – дайте ему понять, что радость от совместных игр является бесплатной.

Урок второй: деньги зарабатываются на работе

Уж Вы-то должны знать, где и как зарабатываются денежные средства. Но как это преподнести ребёнку в наиболее понятной форме? Разбираемся:

  • Например, если Вы работаете за компьютером и ребёнок интересуется, а чем именно Вы в данный момент занимаетесь, можете с ним поговорить вот о чём:
    • Обязанности на рабочем месте (т.е. то, за что Вы получаете зарплату);
    • Почему Вы являетесь ценным сотрудником;
    • Кто такой начальник.
  • Увидели людей в форме на улице? Это прекрасно! Ими могут быть в равной мере как работники кафе (с соседнего летника), так и полицейские. Узнайте у ребёнка, как он считает, чем они занимаются и для чего необходима их работа? Чадо прилипло к витрине с игрушками? И это тоже не беда, отсюда также можно извлечь выгоду. Скажите, что тётя, чьи куклы, является предпринимателем и она их продаёт.
  • Поиграйте в «профессии». Ребёнок должен знать как можно большее их число. Победитель тот из Вас, кто назовёт больше всего.

Урок третий: не всегда можно купить то, чего ты хочешь сразу же

Пожалуй, один из самых ценных моментов – Вам нужно объяснить ребёнку, что деньги зарабатываются постепенно, копятся и т.д., поэтому не всегда есть возможность пойти и приобрести что-то в ту же секунду. Преподаём это следующим образом:

  • Если ребёнок ждёт праздника или даже свободных качелей во дворе, стоит напомнить ему – нет ничего плохого в ожидании. Потерпит – получит желаемое.
  • Вам также стоит завести небольшую копилку для чада. Будете давать ему монетки за то, когда ему что-то хорошо удаётся (или за помощь – здесь решайте самостоятельно). Раз в месяц-другой можете вскрывать её и говорить о том, «Сколько накопилось денег». Подчеркните, что и у Вас имеется копился для больших покупок – ребёнку будет приятно знать, что отец поступаем таким же образом.
  • Раз уж дело дошло до копилки, то ребёнку следует понимать, что накопленные деньги – его собственные. Пусть копит, сколько ему хочется. А после позвольте чаду самостоятельно распорядиться деньгами – купить что-нибудь на них.

Урок четвёртый: хочу и нужно. Разница между ними

Здесь также всё лучше делать в максимально игровом формате. Он позволит ребёнку погрузиться в атмосферу поглубже. Преподаём так:

  • Сделайте на своё усмотрение несколько карточек (чем больше, тем лучше) с разными приобретениями. Предложите ребёнку разделить их на две части. Одну назовите «Хочу», а вторую – «нужно».
  • В магазине поинтересуйтесь у него, как он считает: важнее прибрести еду, сладости или игрушки, стоящие неподалёку. Разумеется, ребёнок выберет лишь игрушки, либо шоколадку. Здесь-то и нужно объяснить, что они созданы для удовольствия, но питаться ими на постоянной основе вредно. А потому иногда стоит откладывать свои «хочу».
  • Желательно также совместно нарисовать диаграмму, разделив её по типам покупок. Это могут быть: товары для дома, еда, определённые развлечения и многое другое. Здесь нужно подчеркнуть то, что деньги имеют свойство заканчиваться и ими нужно правильно распоряжаться. Т.е. часть потратить на еду, часть отложить и т.д.

Когда и что говорить детям о деньгах

Как быть с детьми в возрасте с 6 до 10 лет?

Урок первый: думай, прежде чем что-либо приобрести

Преподаём:

  • Решили приобрести для ребёнка игрушку? Тогда Вам стоит посадить его рядом под предлогом, чтобы он помог. Походите по интернет-магазинам, выберите наилучшую цену вместе.
  • В магазине дайте понять чаду, что бюджет на фрукты (или овощи) ограничен 500, 1000 рублей или любой другой суммой. Предложите ребёнку помочь Вам совершить этот выбор.
  • Покажите, что некоторые из продаваемых продуктов идут со скидками. Объясните, что это и почему это выгоднее.
  • Ребёнок захотел что-то слишком дорогое? Тут даже неважно, можете Вы себе это позволить или нет. Если хотите, чтобы он рост финансово грамотным человеком, стоит на ранее сделанной диаграмме объяснить ему, что данная покупка «проглотит» такую-то часть бюджета. А она, скажем, запланирована для покупки еды на пару-тройку дней.

Урок второй: покупки в интернете следует обходить стороной

Рано или поздно Вы можете столкнуться с тем, что ребёнок пытается что-либо купить в интернете. Скорее всего, в приложении на телефоне. Этот урок мы можем преподать следующим образом:

  • Когда ребёнок наткнётся на платный контент или платную игру, Вам стоит максимально доходчиво объяснить ему, что сюда будут уплачены реальные деньги. Их никто не видит, и называются они электронными средствами.
  • Договоритесь с ребёнком, что без Вашего ведома никакая личная информация не будет вводиться в интернете – это важно. Сделайте это наиболее интересным для него образом.
  • Контролируйте список сайтов, куда заходит Ваше чадо.

Урок третий: банки и деньги, которые в них хранятся

Здесь важно объяснить, что деньги могут копиться и преумножаться благодаря тому, что они лежат на так называемых «накопительных» счетах. Обучаем этому ребёнка следующим образом:

  • Выберите день и сходите с ребёнком в банк. Вопросов будет действительно много, поэтому Вам нужны быть готовым отвечать на них.
  • Не забудьте рассказать о своей карточке; и о том, для каких целей она была заведена.
  • Поведайте ребёнку о накопительных счетах, а ещё лучше – заведите ему свой. Совершенно бесплатный.

Когда и что говорить детям о деньгах

Финансы для детей 11-13 лет

Урок первый: учимся откладывать 10% от полученной суммы

В книге «Самый богатый человек в Вавилоне» говорится о том, что Вы должны платить себе. И это не покупка вещей, телефонов – это плата за свою независимость. Если Вы будете откладывать 10% от поступающих сумм, то вскоре сможете реинвестировать данные средства и преумножить капитал. Нужно преподать этот урок своему ребёнку:

  • Предлагаем чаду 10% от карманных средств откладывать в копилку или на ранее открытый счёт. Как он начнёт это делать, обязательно похвалите его. Он должен понимать, что занимается полезным делом.
  • Сделайте «доску настроения», где будут размещены фотографии и ценники не сильно дорогих вещей, которые ребёнок хочет и вскоре сможет купить самостоятельно. Предложите ему раз в несколько недель-месяц выбирать цель с доски и собирать деньги на неё.
  • Поддерживайте вложения ребёнка. Можете быть для него банком, который доплачивает за хранение денег в копилке. Докладывайте от себя небольшие суммы в виде поощрения.
  • Не забывайте о выписках со счёта / подведении баланса копилки. Ребёнку стоит видеть, как сумма потихоньку увеличивается.
  • Ещё лучше – попрактикуйтесь в занимательной математике. Сядьте вдвоём и посчитайте доход ребёнка к 50-ти годам, если он ежегодно будет откладывать какую-то сумму (её выбирайте самостоятельно).

Урок второй: кредитная карта – это долговые обязательства

Кредитки пользуются огромным спросом и лучше бы Вам заранее объяснить ребёнку, что это и с чем их «едят»:

  • Приведите пример работы кредитной карты. Условно, можете описать это следующим образом: «Ты покупаешь любую игру по карте за 2 000 рублей, а через какое-то время отдаёшь 2 500 рублей».
  • Если Вы и сами пользовались кредитками, брали кредиты – расскажите ребёнку об этом. И о том, было ли данное действие оправдано, не жалеете ли Вы.

Урок третий: осторожность с онлайн-покупками и распространением персональных данных

Преподаём его таким образом:

  • Скачиваем любую условно-бесплатную игру («Free-to-play»). Вы можете играть в неё столько, сколько Вам заблагорассудится, но чтобы быстрее «прокачивать» персонажа требуются встроенные покупки. Они заманчивые и Вам нужно объяснить ребёнку, что таковые лучше обходить стороной. Скорее всего, и игра станет менее интересной, и лишние траты Вам ни к чему.
  • Научите чадо не открывать письма от непонятных лиц. Это спасёт и его, и Ваши персональные данные. В этом возрасте практически у всех детей уже есть электронная почта.
  • SMS-мошенничество. Расскажите сыну/дочери о том, что есть такая разновидность обмана. А лучше – ещё и примеры приведите. Их Вы можете взять из интернета, там их огромное количество.
  • Объясните, что персональные данные на то и персональные, что не предназначены для огласки другим людям – и уж тем более мошенникам. К таким относятся: физический адрес, данные карточки, электронная почта и т.д.

Когда и что говорить детям о деньгах

Финансовая грамотность у подростков 14-18 лет

Урок первый: детализация расходов

Посвятите подростка в то, куда уходят деньги из семейного бюджета.

  • Показывайте конкретные цифры. Всё должно быть максимально наглядно. Желательно даже подготовить инфографику (справится любое приложение по подсчёту доходов/расходов). Объясните, что Вы зарабатываете такую-то сумму и её часть уходит на:
    • Коммунальные услуги;
    • Одежду;
    • Транспорт;
    • Развлечения и так далее.
  • Дайте ребёнку совет, которые ему действительно пригодится – записывай свои расходы и доходы. Вести учёт помогают приложения. Можно делать это и в обычном блокноте. Подросток должен и сам понимать, куда уходят его карманные средства и как ими распорядиться более грамотно. Желательно предложить награду за ведение учёта, но только не денежного характера. Скажем, ребёнок сможет раз в неделю на часок задерживаться с друзьями больше, чем обычно.

Урок второй: эх, первая работа!

Преподаём:

  • Вы можете предложить подростку получать НЕ карманные деньги, а полноценную зарплату – один или два раза в месяц за выполнение следующих обязанностей:
    • Кормление, уход за питомцами;
    • Оплата счетов (да-да, с полноценными очередями);
    • Помощь с покупками;
    • Мелкая работа по дому.
  • Стоит также попробовать поискать временную работу. Скажем, подработки на лето будет вполне достаточно. Важный момент – это необходимо обсуждать с самим ребёнком. Возможно, он уже знает, куда хочет пойти работать и озаботился данным вопросом самостоятельно.
  • Не забудьте рассказать ему о том, что существует удалённая работа. Приведите в пример плюсы и минусы таковой.

Урок третий: первая банковская карточка

Пользоваться картой тоже нужно уметь. Например, с деньгами на карте расставаться гораздо легче, нежели с ними же – но наличными. Учим ребёнка всего этому так:

  • Заводим первый «пластик» на него именно в этом возрасте. Желательно, даже в 14 лет, когда он сможет в полной мере понять, что это такое. Важно объяснить азы использования карточек, их плюсы и минусы. Один из минусов уже приведён выше. Не забудьте об установке лимита (не больше 100, 200 и т.д. рублей в день или в месяц). Отметьте, что вещь является теперь его собственной и у него будут персональные деньги. Пусть пользуется с умом.
  • Желательно также показать, как оформлять покупки через интернет; как ею пользоваться в банкомате; что делать с нею в магазине. Если Вы выбрали «платить ребёнку за работу по дому», то дайте выбор как именно он будет получать свою зарплату – наличные или на карту. Можно разбивать пополам. Тут уж как-нибудь сами сможете договориться.
  • Важно следить за расходами чада так, чтобы подросток Вас не поймал. Он должен пользоваться ими ответственно, поэтому открытая слежка способна вызвать обратный эффект – она покажет, что Вы ребёнку не доверяете. Дайте ему разумную свободу. Так будет гораздо, гораздо лучше!

Когда и что говорить детям о деньгах

О чём ещё рассказать?

В восемнадцать лет или ранее (в зависимости от заинтересованности ребёнка) Вы можете рассказать ему обо всех налогах, вычитаемых из заработной платы, о пенсии и предпринимательской базе. Объяснить разницу наемных работников и предпринимателей. У Вас и у самих знания неполны? Тогда восполняйте их вместе. И всем будет хорошо.

Подготовьте ребёнка к реальной жизни. Дайте ему такую финансовую грамотность, которую ни в одной школе преподать не смогут.

Также стоит объяснить, что деньги – это инструмент достижения своих целей. И неважно, путешествия это по всему миру или новенький смартфон, собственный бизнес или что-либо другое.

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Please enter your comment!
Please enter your name here