Борьба свердержав за Арктику: Конфликт интересов в арктической триаде Россия - НАТО - КитайБорьба свердержав за Арктику: Конфликт интересов в арктической триаде Россия - НАТО - КитайВ январе 2018 года случилось одно из знаковых событий в истории борьбы за Арктику — Китай выпустил Белую книгу, документ, определяющий государственную политику КНР в Арктике.  В свете активизации Китая в Арктике возрастает потребность в более детальном осмыслении арктической политики КНР. В целом, кроме традиционно декларируемой темы северного морского пути, можно выделить два наиболее интересных момента в действиях Китая в Арктике. Первый — Китай пытается в перспективе претендовать на часть полезных ископаемых дна Северного Ледовитого океана. Эта его политика основывается на международном статусе всех участков арктического дна, если эти участки не входят в исключительную экономическую зону того или иного приарктического государства. Второй — на данный момент непонятно, как Китай собирается практически осуществить свои претензии на полезные ископаемые Арктики, так как все приарктические страны считают Китай лишним звеном — конкурентом в плане добычи полезных ископаемых в Арктике. И даже России выгодны лишь китайские инвестиции в дальнейшее освоение арктического шельфа, но никак не китайские буровые вышки на участках шельфа, на которые Россия претендует. Чтобы понять возможную роль Китая в освоении ресурсов Арктики для начала нужно понять принципы решения принадлежности арктического шельфа. 

Как делить Арктику и не обжечь руки

 До последнего времени считалось, что принадлежность международных участков арктического дна будет решать комиссия ООН на основании признания участков дна продолжением континентального шельфа того или иного государства. К примеру, в 2015 году Россия подала повторную заявку на признание хребтов Ломоносова и Менделеева продолжением российского континентального шельфа с вытекающим из этого признанием прав России на полезные ископаемые этих участков арктического дна. Тем не менее мысль о том, что комиссия ООН станет последней инстанцией в определении принадлежности арктического шельфа  ошибочна. Эту ошибочность можно выразить в ряде моментов. 1) Комиссия ООН — это орган международного сообщества, того самого, которое управляется коллективным Западом. На данный момент накопилось уже немало примеров действий якобы независимых  международных органов в пользу Запада  вопреки интересам России 2) Даже если шельф будет признан российским, то Запад может не признать это решение и начать оспаривать его в международных судах. 3) Границы континентального шельфа России и других приарктических государств не совпадают со старыми, так называемыми секторальными границами. При этом российский сектор арктического дна в полтора раза больше канадского, что не устраивает Канаду в частности и Запад в целом.  Запад и прежде всего США и Канада хотели бы объявить большую часть арктического сектора России никому не принадлежащей (фактически таковыми сейчас и  являются более одного миллиона квадратных километров бывшего арктического сектора России после подписания ею конвенции по морскому праву), чтобы западные компании могли свободно добывать полезные ископаемые на этих участках дна. 

Хочешь мира, готовься к войне

 Независимо от решения комиссии ООН по принадлежности арктического шельфа кого-то это решение не устроит — либо Россию, либо всех остальных приарктических игроков, у каждого из которых арктический сектор, да и континентальный шельф, существенно меньше аналогичных российских. С учётом того, что все остальные приарктические страны, кроме России, входят в НАТО (кроме Финляндии, но она не имеет арктического побережья), логично предположить, что приарктические государства -члены НАТО готовятся коллективно продавливать свои интересы в Арктике путём наращивания военной группировки НАТО в регионе. В ответ Россия также увеличивает своё военное присутствие в Арктике. Стороны по-разному аргументируют милитаризацию региона. Россия заявляет о том, что возвращается на старые позиции — восстанавливает свою военную инфраструктуру, почти уничтоженную после развала СССР, НАТО аргументирует усиление своего военного присутствия как шаг в противовес действиям России. По факту это недовольство тем, что Россия после долгого перерыва начала защищать свои арктические интересы. В последнее время недовольство успехами России в Арктике  достигло на Западе формы истерии. Так, Мелкобритания, которая вообще не имеет ни своих территориальных вод в Арктике, ни ледоколов, заявила, что будет бороться с Россией в Арктике…Максимум, что британцы могут сделать в Арктике, это назло своей коронованной бабушке отморозить уши. Косвенно наращивание мускулов заинтересованными государствами в Арктике говорит о том, что раздел арктического дна будет решаться непосредственно между Россией с одной стороны и приарктическими государствами НАТО с другой. Хотя между этими странами есть аналогичные споры за отдельные участки арктического шельфа, но российский сектор очень велик, и нет сомнений, что, когда будет нужно, все остальные приарктические страны попробуют объединится против России. Проблема будет решаться путём прямого военно-политического баланса в Арктике. То есть, паритет военных группировок России и НАТО будет ключом к паритетному разделу шельфа с его полезными ископаемыми.

 

И на конец, наши «поднебесные» «друзья»

 Официально Китай декларирует вышеописанный свой подход к возможности свободной добычи полезных ископаемых на международных участках дна. Такой подход созвучен мнению приарктических стран НАТО в отношении российского сектора Арктики (свободная добыча на ничейном дне). Но одинаковый подход ещё не делает Запад и Китай союзниками в Арктике. Более того, Китаю независимая добыча на «ничейных» участках дна невыгодна как таковая. Такой парадокс можно объяснить рядом моментов. 1) Ничейные участки арктического дна расположены на существенном расстоянии от арктического побережья, и поэтому на бурение, на таких глубинах (2000-4000 метров),  предполагает принципиально новые технологии глубоководного бурения которых сейчас нет у Китая. Разработкой таких технологий занимается Запад (у него в этом пальма первенства), и с большим отставанием Россия. Китаю свойственно отставать в собственных инженерно-технических решениях. Как пример, сколько бы Китай не строил собственных военных самолётов и систем ПВО, он все равно закупает у России С-400 и Су-35. Таким образом, Китай, скорее всего, не сможет решить вопрос сверхглубоководного бурения без российских технологий. 2) Запад, на данный момент, имеет полное преимущество в технологиях глубоководного бурения, в будущем сохранит этот отрыв. Это значит, если Россия не сможет тем или иным способом застолбить за собой участки шельфа, то Запад накроет эти участки сетью нефтегазодобывающих платформ, конкурировать с которыми Россия не сможет даже с помощью китайских инвестиций ввиду более медленного развития технологий бурения на глубине. Китаю такой вариант событий может грозить сильным спадом экономики, если не её крахом. Сейчас эксперты отмечают, что в Арктике сконцентрированы существенные запасы газа и нефти. Это фактически неприкосновенный мировой углеводородный запаса. Ввиду своей сложности массовая добыча углеводородов в Арктике начнётся тогда, когда остальные их источники существенно себя исчерпают, а цена на энергоносители подскочит высоко вверх. Это значит, что если Китай не сможет помочь России экономически, политически, а возможно и военно — в Арктике, то он, в отличии от Запада останется без дешёвых энергоносителей, что сделает экономику Китая неконкурентной 3) Даже если предположить, что Китай всё-таки сможет начать независимую добычу углеводородов на международных участках шельфа, то масштабы этой добычи будут зависеть от одобрения международных структур, фактически контролируемых Западом. Вряд ли Китаю стоит надеяться на получение в своё владение нужного ему количества месторождений. 4) Добытые энергоносители нужно доставить до территории КНР, а по решению президента России В. В. Путина перевозить углеводороды северным морским путём могут только российские суда. Это значит, что без разрешения России Китай не сможет перевозить северным морским путём сжиженный газ. Такая перспектива сама по себе весьма эфемерна, так как такой газ сам по себе не дешев, а с учётом глубоководной добычи и перевозки окружным путём через Европу и Суэцкий канал добыча газа Китаем в Арктике станет невыгодной. Альтернативой будет только прямой трубопровод в Китай через Сибирь, но это будет обозначать признание Китаем прав России на её континентальный шельф и прав китайцев только как инвесторов, без собственной добычи нефти. При этом гипотетически в будущем Запад может не пустить танкеры с китайской арктической нефтью в европейские порты, что сделает невозможной доставку нефти в Китай вокруг Европы. Сейчас по международному законодательству такие меры незаконны, но в будущем они вполне возможны, учитывая желание США удушить экономику Китая. Таким образом, единственной возможностью для доставки углеводородов из Арктики для Китая останется Россия, что вынудит КНР признать российский континентальный шельф, и, более того, помогать России отстаивать его от западных конкурентов. Претензии Китая на собственную добычу полезных ископаемых не более чем попытка поторговаться с Россией. 

Выгода для России

 Чем интересен для России Китай в её арктической политике? Во-первых, прежде всего, это уже ставшие традиционными китайские инвестиции в российскую сферу добычи полезных ископаемых. Во вторых, это совместное военно-политическое отстаивание интересов в Арктике. В этом ключе особенно важен тот факт, что российский арктический сектор и континентальный шельф самые большие. Маловероятно, что Запад так просто от них отступится. В то же время Китай на данный момент строит самый сильный в мире военно-морской флот ( порядка четырехсот кораблей ), что может стать очень эффективным рычагом предотвращения агрессии НАТО в Арктике, наравне с вооруженными силами России. И наконец, в третьих важным совместным проектом России и Китая в Арктике может стать северный морской путь. 

Монополия России на русскую Арктику

 Что касается условий арктического сотрудничества России с Китаем, то они предполагают исключительную монополию России на добычу полезных ископаемых в её арктическом секторе. Китайцы выступают инвесторами и покупателями полезных ископаемых, прежде всего энергоносителей, при заранее оговоренных ценах и объёмах поставок. Все предприятия и коммуникации в российской Арктике должны обслуживаться гражданами России, особенно с учётом того, что Арктика — это один большой, особо важный режимный объект. В конце хочется сказать, что в отношениях с Китаем в Арктике России нужно помнить, что наши предки начали освоение Арктики, когда в «приарктическом» государстве Китай об ней даже не думали. По отношению к США России нужно проявлять честность. Вот обещали американцы не размещать свои военные базы на Курилах, когда их отдадут Японии. Курилы Японии не отдадут, зато когда мы верхнем себе Аляску, мы тоже не будем размещать там свои военные базы. Андрей Климонтов специально для Planet Today