Германия окончательно отстояла «Северный поток – 2»

Источник

15 февраля 2019 — «Главные Новости России» , Россия , Новости , Путин , Новости сегодня — 19-00 мск.

Новая попытка противников «Северного потока – 2» навредить российскому газопроводу через ЕК потерпела сокрушительное поражение. Теперь Газпрому не надо опасаться, что он не сможет полностью загрузить построенную на его же деньги трубу в ожидании неких эфемерных конкурентов. За компромиссом европейцев скрывается безоговорочная победа Германии и России.

В феврале была инициирована вторая попытка подправить Третий энергопакет ЕС так, чтобы его нормы действовали в отношении морского газопровода «Северный поток – 2». Это грозило убытками не только Газпрому, который инвестировал около 10 млрд евро в строительство трубы, и его европейским партнерам, но и потерями российскому бюджету от сокращения экспортных поступлений от продажи газа.

В рамках Третьего энергопакета ЕС Газпрому запретили бы прокачивать все 55 млрд кубов газа (мощность второй очереди), так как половину мощности пришлось бы отдать неким другим поставщикам. На практике это означало бы, что половина трубы просто простаивает, а Россия недополучает половину валютных доходов от продажи газа, на который рассчитывала. Также Третий энергопакет заставил бы Газпром отказаться от управления построенным им газопроводом и передать его независимому оператору. Все это сделало бы российский проект малорентабельным, как минимум вдвое увеличило бы срок окупаемости российских инвестиций.

Однако такой несправедливости удалось избежать, причем уже второй раз, но теперь – окончательно.

Еврокомиссия признала, что в споре о поправках к Третьему энергопакету ЕС (а именно о Газовой директиве как части этого энергопакета), касающихся трубопроводных проектов подобных «Северному потоку – 2», достигнут новый компромисс между Германией и Францией. Германия изначально была против принятия подобных поправок. В прошлом году их инициировала Польша, представляющая интересы США. На этот раз в борьбу против «Северного потока – 2» неожиданно вступила Франция – второй по значимости игрок в Европе после Германии, голос которого при голосовании за и против таких поправок имел серьезный вес.

В итоге ЕК и страны ЕС договорились, что применять правила Третьего энергопакета ЕС на морские газопроводы или нет в каждом конкретном случае определяет страна, на побережье которой выходит труба. В нашем случае «Северный поток – 2» выходит в Германии – именно Германия как национальное государство и решает, какой правовой режим использовать. В ЕК решили, что это компромиссное решение. Однако для «Северного потока – 2» это чистая победа, одержанная благодаря Германии, которой, судя по всему, пришлось уступить в другом вопросе хитрой Франции.

«Немцы, по сути, отстояли «Северный поток – 2». Но чтобы инициаторы второй попытки не ударили в грязь лицом, была выбрана такая хитрая стратегия отступления, что вроде как поправки принимаются, но совсем не те, на которые рассчитывали противники российского газопровода.

По сути, попытка навредить «Северному потоку – 2» провалилась. Но так как бюрократическая процедура была запущена, то ее надо было как-то завершить», – расценивает спектакль эксперт Фонда национальной энергетической безопасности Игорь Юшков.

Судьба российской трубы отдана на откуп Германии, но не станет ли это рычагом в руках Берлина для давления на Газпром, например, по ценам на поставляемый газ? Юшков в этом сильно сомневается. «Берлин изначально не был заинтересован в подъеме этого вопроса, поправки инициировали другие страны. В интересах Германии сохранить статус-кво. А шантажировать Газпром снижением цен на газ не получится, потому что цены на газ определяются в коммерческих контрактах, а здесь речь идет о госрегулировании. Для немцев это разные темы», – поясняет эксперт ФНЭБ.

Во-вторых, если Германия распространяет действие Третьего энергопакета на свою 12-мильную экономическую зону, где проходит российский газопровод, то это означает распространение европейского законодательства на всю акваторию. «Ведь газопровод не может работать до немецкой акватории в одном режиме, а в немецкой акватории – в другом. Он либо работает на полную мощность, либо нет. В этом и состоял принципиальный момент поправок. И именно об этом и говорила юридическая служба ЕК в прошлом году», – добавляет Юшков.

При первой попытке противников российского проекта провести эти опасные поправки, юридическая служба ЕК дала четкий и однозначный ответ – как бы Брюсселю не нравился «Северный поток – 2», но пойти на правовой нигилизм он не готов. Нельзя европейские правила применить к третьим странам, это идет вразрез с международными правилами и морской конвенцией ООН.

Пункт о том, что Германия должна согласовать с Еврокомиссией исключение из Третьего энергопакета для «Северного потока – 2», скорее формальность. Решение принимает Берлин, который просто ставит в известность о нем Еврокомиссию. «Берлин просто сообщает ЕК в каком правовом режиме будет работать «Северный поток – 2», а сам режим выбирает Германия. Иначе это был бы проигрыш немцев. Основная битва была именно за то, кто дает зеленый свет», – считает Юшков.

Что касается неожиданного появления на энергетическом поле битвы Франции, то она, скорее всего, решала свои внутренние проблемы с Германией. Ситуация с «Северным потоком – 2» просто сыграла на руку. И Берлину ради российских и собственных энергетических интересов, вероятно, пришлось «заплатить» Парижу. «Незадолго до этой истории французы предлагали комплекс реформ ЕС, немцы выступали против некоторых пунктов, так как они были затратными, а основным их спонсором является Германия. Французам нужно было не энергетику получить, а одобрение определенных реформ Германией. Газопровод в обмен на политические реформы – такой был обмен в рамках ЕС», – полагает Игорь Юшков.

Таким образом, «Северный поток – 2» снова получил зеленый свет. Вопрос с несговорчивой Данией, которая до сих пор не дала разрешение на прокладку трубы в ее территориальных водах, уже не такой важный. Имеется несложный обходной маршрут датских морских владений.

Газопровод EUGAL – продолжение морской части «Северного потока – 2» по европейской территории – реализуется в рамках норм Третьего энергопакета, поэтому исключения не потребует. Строят его европейцы, а Газпром только подавал заявку, чтобы европейцы построили трубу под его мощности к определенному сроку. Так же Газпром действует и в ситуации со второй ниткой «Турецкого потока». Газопроводы под российский газ должны строить сами европейские страны – в рамках их собственных же законов.

«Если посмотреть на европейские правила, то Газпрому можно расслабиться и получать удовольствие – за тебя там все строят, ничего не тратишь. Проблема в том, чтобы теперь европейцев заставлять свои правила выполнять», – говорит Юшков.

Нельзя допускать лишь одного, что США так просто сдадутся. Они могут, например, попытаться оспорить поправки, вот только бороться придется уже напрямую с Германией. Всю эту историю с директивой ЕС по «Северному потоку – 2» глава Минэкономики Германии Петер Альтмайер назвал «мощным сигналом» для всех идеологически мотивированных критиков газопровода, в том числе для США. Во-первых, по его словам, «каждая страна имеет право свободно поддерживать те экономические и торговые отношения, которые она считает правильными. «Северный поток – 2» – это, прежде всего, частный проект, который уже одобрили многие страны». Во-вторых, ЕС продемонстрировал, что может действовать в этом вопросе сплоченно: «немецко-французская общность сработала».

«Возможно, США переключатся на вторую нитку «Турецкого потока», потому что здесь ситуация пока на начальном этапе. Если 600 км «Северного потока – 2» уже построено, то «Турецкий поток» на европейской суше еще не начинали строить», – говорит Юшков. На юге Газпрому уже пришлось один раз потерпеть поражение и отказаться от «Южного потока». И хотя этот опыт сделал стратегию компании более осторожной, столь сильного и самостоятельного партнера, как на севере, здесь нет.

Китай поможет России отразить финансовые санкции США

Отключение Visa, MasterCard и даже системы SWIFT скоро перестанут пугать Москву

15 февраля 2019 — «Главные Новости России» , Россия , Новости , Путин , Новости сегодня — 19-00 мск.

12 февраля стало известно, что США и Евросоюз готовят против России новые санкции из-за инцидента с задержанием трех украинских кораблей в Керченском проливе в ноябре 2018 года. Как написал Financial Times, власти ЕС почти согласовали этот вопрос, окончательное обсуждение пройдет 18 февраля, а сами санкции будут введены до конца марта.

Пока неясно, о каких именно ограничениях идет речь. Эксперты предполагают, что европейцы ограничатся персональными санкциями против физических или юридических лиц. Что касается США, от них можно ожидать более серьезных действий. Вряд ли это будут совсем уж радикальные шаги, тем не менее, не лишним будет вспомнить, чем Вашингтон любит грозить Москве.

Еще в конце прошлого года в Сенат был внесен законопроект, предусматривающий санкции против российских госбанков, в частности, заморозку счетов и запрет на операции в долларе. Из других суровых ограничений стоит упомянуть возможное отключение России от международной платежной системы SWIFT по примеру Ирана, а также блокировку на территории РФ карт Visa и MasterCard. Например, Летом 2014 года Visa и MasterCard из-за санкций США против России прекратили обслуживать карты ряда российских банков.

В конце прошлого год «Ведомости» писали о том, что Центробанк разослал банкам среднего звена письмо с рекомендацией найти запасного партнера по обслуживанию карт. Позднее в ЦБ опровергли возможное отключение банков от Visa и Mastercard, заявив, что рекомендации были даны «на всякий случай».

Тем не менее, «всякий случай» исключать нельзя. Вряд ли США пойдут на такие шаги в связи с керченским инцидентом. Однако на будущее этот рычаг остается у них в руках. Правда, за последние годы российские власти предприняли ряд мер, которые должны минимизировать ущерб в случае таких действий. Например, запустили собственные карты МИР, а также аналог системы SWIFT. Кроме того, российские банки начали сотрудничать с другими платежными системами, в частности, китайской UnionPay и японской JBC, что должно обезопасить держателей карт.

О том, насколько Россия готова на случай отключения карт Visa и MasterCard или системы SWIFT, и что можно сделать, чтобы обезопасить себя, рассказал «СП» главный аналитик Банка «Солидарность»Александр Абрамов.

— В России на протяжении ряда лет наблюдается быстрый рост безналичного оборота. По данным банка России в 2017 году количество операций с платежными картами увеличилось на 44%, а за три квартала 2018 года — еще на треть.

Но в связи с тем, что в 2014 году некоторые российские банки были отключены от международных платежных систем Visa и MasterCard, руководством Банка России было принято решение о создании национальной системы платежных карт, чтобы обработка всех внутрироссийских транзакций происходила внутри страны. Это должно было обеспечить бесперебойность расчетов. Сейчас все транзакции внутри России, даже по картам Visa и MasterCard сейчас обрабатываются на российских процессинговых центрах.

Кроме того, была создана система МИР, первые карты которой были выпущены в декабре 2015 года. К настоящему времени их количество превысило 50 миллионов единиц, что составляет около 20% всех карт в России. Количество операций по картам МИР превысило миллиард транзакций за квартал.

«СП»: — Можно ли уже платить картой МИР за рубежом?

— Карта МИР пока с трудом приживается даже на пространстве СНГ. По моей информации, только Армения принимает ее в расчетах, в других странах даже на евразийском пространстве пока идет согласование условий. Но я думаю, что не только нам, но и нашим партнерам экономически выгодно расширять сферу оборота этой карты. Внешнее давление тоже будет стимулом для того, чтобы использовать аналоги международных карт.

«СП»: — Как тогда можно подстраховаться на случай отключения западных платежных систем?

— Обеспечив безопасность внутри страны, руководство ЦБ занялось проблемой доступности платежей по нашим картам за рубежом. Для этого национальная система платежных карт заключила в 2015 году кобейджинговые, то есть совместные соглашения с американскими MasterCard и American Express, а также с японской JCB. В 2016 аналогичное соглашение было заключено с китайской системой UnionPay.

Это для нас особенно интересно, потому что китайский рынок — крупнейший и в количественном выражении, и по объемам платежей. По этому параметру UnionPay обошла уже и Visa, и MasterCard. Экономическая динамика китайского рынка за последние годы наиболее сильная в мире. Кроме того, наши торгово-экономические связи с каждым годом крепнут. Недавно стало известно, что торговый оборот России и Китая в 2018 году впервые превысил 100 миллиардов долларов, что превосходит показатели деловых отношений с большинством других государств.

Первые совместные карты систем МИР и UnionPay были выпущены в середине 2017 года. Пока количество банков в России, выпускающие такие карты не велико, но оно растет. Недавно к ним присоединился и банк «Солидарность».

«СП»: — То есть UnionPay — это китайский аналог Visa и MasterCard?

— Можно сказать и так. Но по последним данным, доля UnionPay на мировом рынке платежей превышает одну треть. Карты этой системы принимаются более чем в 160 странах мира. Хотя она была создана сравнительно недавно, в 2002 году, она достаточно быстро распространялась по всему миру. UnionPay имеет и серьезную поддержку со сторону Народного банка Китая. Развитость и объем внутреннего китайского рынка создала условия для того, чтобы этот проект оказался успешным.

«СП»: — Получается, даже если Visa и MasterCard отключат, картам UnionPay это ничем грозить не будет?

— Да, UnionPay будет работать, как, думаю, и японский аналог JCB, поскольку сейчас мы с Японией налаживаем контакты, и есть определенное продвижение по ряду вопросов. Вообще на азиатском направлении у нас хорошие перспективы не только для того, чтобы сохранять, но и чтобы укреплять сотрудничество в торгово-экономической сфере. Иметь карту UnionPay наряду с Visa и MasterCard — это разумный выбор. Даже сейчас, без учета санкций, предпочтительней для внутренних платежей использовать карту МИР, для поездок на Запад — Visa и MasterCard, а на Восток — UnionPay.

«СП»: — А насколько вообще вероятны санкции, о которых мы говорим, и насколько все это серьезно?

— Мы видим множество примеров, когда политические мотивы становятся поводом для введения разного рода ограничений. В прошлом году США в одностороннем порядке вышли из сделки с Ираном, восстановили санкционный режим в нарушение ранее достигнутых соглашений. Хотя группе стран было дано дополнительное время на реализацию сделок с Ираном, многие зарубежные компании, в первую очередь, европейские, уже свернули свою деятельность в этой стране, поскольку опасаются американских санкций.

В январе 2019 года европейцы создали механизм для торговли с Ираном в обход санкций США, но пока количество компаний, которые хотели бы им воспользоваться, невелико, и непонятно, сможет ли он полноценно заместить те механизмы, которые использовались раньше.

Потом прогремела история с отказом Банка Англии вернуть Венесуэле ее золото, продиктованное стремлением западных стран сменить власть в Боливарианской республике. Но этот случай не только ускорит процесс репатриации золота, который наблюдается уже несколько лет, в частности, Германия возвращает золото в собственные хранилища, но и стимулирует переход государств от накопления иностранных валютных активов к накоплению драгоценных металлов. Потому что когда ты зависишь от резервных валют, ты зависишь, в том числе и от решений соответствующих стран.

«СП»: — Самым радикальным шагом будет отключение России от системы SWIFT? Можно ли будет как-то обойтись без нее?

— Отключение России от системы SWIFT в качестве меры воздействия и давления периодически обсуждается. Несмотря на то, что реализация этой угрозы далека, наши власти восприняли ее всерьез. Для того чтобы купировать эту опасность, в прошлом году Банк России запустил свою систему передачи финансовых сообщений, аналог SWIFT, которая должна подстраховать наш бизнес, если последует ужесточение санкций. Эта система создавалась, как резервная, однако ее тарифы оказались конкурентоспособными, и она стала востребована уже в нынешних условиях.

В Европе тоже началась работа над созданием своего аналога SWIFT. Стимулом к этому послужило возобновление санкций против Ирана, которое ударило и по европейским компаниям, ведущих бизнес в этой стране. Но Китай в этом вопросе снова опередил всех, запустив свою систему международных платежей еще в 2015 году. Он заранее подготовился к тому, чтобы стать важным финансовым центром в мире и обеспечить собственные финансовые транзакции.

Можно констатировать, что сегодня сложились предпосылки для отхода стран от использования системы международных финансовых институтов, которая контролируется США и деятельность которой все чаще становится инструментом для достижения американскими властями своих политических задач или обеспечения финансово-экономического превосходства, проще говоря недобросовестной конкуренции.

Хотя процесс построения независимых от США финансовых институтов и систем идет не слишком быстро и буксует в определенных сегментах, нарастающее давление со стороны США, которые за счет других стран пытаются обеспечить свои интересы, будет стимулировать рост спроса на альтернативные инструменты. И, соответственно, приводить к тому, что государства охотнее станут заключать между собой двусторонние и многосторонние соглашения, которые и обеспечат работоспособность альтернативных систем.

«СП»: — То есть в принципе даже при самом жестком сценарии финансового коллапса у нас не наступит?

— Конечно. Что касается карточных систем, у них есть два уровня защиты. Во-первых, транзакции обрабатываются внутри страны. Во-вторых, на случай если эти платежные системы решат просто отключить свои карты, существует система и карты МИР, которые в любом случае сохранят свою работоспособность.

Что касается трансграничных платежей, здесь все зависит от желания других стран. Если они не захотят с нами торговать, мы мало что сможем сделать. Но обычно деловые интересы получают преимущество над политическими. Резкий разрыв экономических связей возможен только в случае очень серьезных потрясений в мировой финансовой системе, крайнего обострения военно-политической ситуации. Это, к счастью, не вопрос ближайшей перспективы.

На кону миллиарды: Германия вступает в борьбу за Россию

Внесенный в Сенат США законопроект о введении против России новых экономических ограничений не стал неожиданностью не только для нашей страны, но, также и для ее экономических партнеров в Европе. Особенно негативную реакцию перспектива расширения и ужесточения антироссийских санкций, вполне естественно, вызывает в Германии. В мировые СМИ просочились факты о том, что в наиболее серьезных финансовых кругах этой страны уже давно ведется активная работа по предотвращению подобных опрометчивых действий Вашингтона, или, хотя бы, минимизации их опасных последствий.

15 февраля 2019 — «Главные Новости России» , Россия , Новости , Путин , Новости сегодня — 19-00 мск.

Как стало известно, Ассоциация немецких банков, объединяющая 180 учреждений, причем не только такие «столпы» германского финансового мира, как Deutsche Bank и Commerzbank, но также и зарубежные банки, имеющие филиалы в Германии, (итальянский Unicredit, к примеру), еще в конце прошлого года готовила по данному вопросу серьезные переговоры с представителями законодательной и исполнительной власти США. Для них аналитиками Ассоциации был составлен специальный меморандум – не слишком объемный, но предельно объективный. В нем, в частности, прямо указывалось на то, что введение Вашингтоном в отношении России еще более масштабных ограничений может привести к настолько масштабным «негативным результатам для глобальных рынков», что предсказать, до какой степени разрушительным их воздействие будет для всей мировой экономики, сегодня даже не представляется возможным.

Прекрасно понимая, что следующая санкционная волна неминуемо превратится «фактически во введение эмбарго против России», авторы документа делают вывод, что такой ход неминуемо «нанесет удар по всем финансовым институтам, уже ведущим бизнес с этой страной» и сделает дальнейшее выполнение ими своих обязательств перед партнерами крайне затруднительным. Исходя из этого, финансовые «киты» Германии просили американских законодателей если не отказаться полностью от их необдуманных планов, то хотя бы пойти на уступки для страны, являющейся ближайшим партнером США в Европе. Как минимум – сделать для немецких банков некие «исключения», которые позволили бы им «завершить, по крайней мере, те операции, которые нельзя свернуть моментально».

О чем конкретно идет речь в данном случае – неизвестно. Однако есть серьезные основания предполагать, что особое беспокойство германских финансистов вызывают перспективы, связанные с газопроводом «Северный поток-2». То, что Соединенные Штаты испытывают к этому проекту прямо-таки патологическую ненависть, ясно уже и слепому. Свою критику на него неоднократно обрушивали едва ли не все высокопоставленные представители Вашингтона, начиная от самого президента США Дональда Трампа, которого, похоже, сами мысли об этом газопроводе лишают аппетита и сна. Призывы, требования и категорические «советы» Германии отказаться от проекта звучат из-за океана едва ли не каждый день. Однако банкиры, которым нет дела до геополитических амбиций нынешнего хозяина Белого Дома, помнят, прежде всего, о том, что именно в этом году планируется привлечение к реализации «Северного потока-2» кредиторов. По заслуживающей доверия информации, речь может идти о суммах в 5 или 6 миллиардов евро. Есть, за что бороться!

Стоит вспомнить о том, что в конце прошлого года глава МИД Германии Хейко Маас пытался несколько снизить градус панических настроений среди своих соотечественников, относящихся к финансовой и бизнес элите. Тогда он выступил с заверениями в намерениях немецкого правительства защитить отечественные компании от «масштабного ущерба», который будет неминуем, если США все-таки додумаются вводить новые санкции против России. Благие намерения и успокоительные обещания – это, конечно, замечательно. Однако банкиры привыкли доверять не им, а сухим цифрам. А вот как раз они, если рассматривать российско-германские отношения в разрезе американских санкций, совершенно не радуют финансистов и коммерсантов.

Объем торговых операций между нашими странами за неполный прошлый год достиг 57 миллиардов евро. А это, между прочим, побольше, чем товарооборот между Германией и Японией с Канадой, вместе взятыми. Однако в 2013 году, когда никаких санкций не было и в помине, эта цифра составляла 71 миллиард евро! В банковском секторе картина еще печальнее. Если в «досанкционном» 2013 году объем кредитных заимствований, сделанных Россией в финансовых учреждениях Германии по состоянию на «закрывающий» год третий квартал составлял 22 с половиной миллиарда долларов, то на тот же период года прошлого эта сумма не дотягивает и до жалкой трети, равняясь менее 7 миллиардов в той же валюте. Ограничения, направленные против нашей страны, крепко «выходят боком» немецкой экономике.

Судя по тому, что в новом санкционном проекте, представленном на рассмотрение американских законодателей членами Сената Бобом Менендесом, Беном Кардином, Кори Гарднер, Джин Шахин и Линдси Грем, речь идет не только об ограничениях против «всех российских банков, которые поддерживают усилия России по подрыву демократических институтов в других странах», но также и о санкциях против всех «заявленных энергетических проектов России за пределами страны», переговоры, о которых шла речь выше, то ли не состоялись, то ли просто завершились провалом. Соединенные Штаты в очередной раз демонстрируют, что во всем мире для них существуют только одни интересы – их собственные. Вашингтона намерен и дальше, не считаясь ни с кем и ни с чем, гнуть свою русофобскую линию, попутно «сажая» Европу на иглу американского СПГ.

Что ж, скорее всего, немцам, как и многим другим представителям европейского бизнеса, предстоит сделать серьезный выбор. Вряд ли он должен быть слишком уж сложным – особенно, если вспомнить о том, что у истоков создания механизма по обходу американских санкций против Ирана стояла как раз Германия. В конце концов, у банкиров, из года в год из-за прихотей Вашингтона лишающихся огромных барышей, победить при этом должен если не здравый смысл, то, хотя бы – стремление к получению прибыли. Иначе, какие ж тогда из них финансовые воротилы?

источник