Лингвисты полагают, что русское слово «баня» происходит от латинского «бальнеум», что переводится как «прогоняющая грусть».

Каждый римский император после восшествия на престол обязательно строил новые общественные бани – термы, чтобы завоевать любовь и уважение среди своих подданных. И это действительно работало! Оно и не удивительно: среднестатистический римлянин проводил в термах времени больше, чем в собственном доме.

Предполагается, что первые бани возникли еще в каменном веке, когда люди научились «париться», используя для этого разогретые камни.

Коренные жители Америки знали о целебных свойствах бани с древнейших времен. Индейские знахари часто лечили больных так: вносили в вигвамы раскаленные камни и обливали их водой. Больного окутывали получавшиеся в процессе клубы пара, и, хорошенько пропотев, он быстро шел на поправку.

Скифская баня имела весьма необычную конструкцию: три жерди, обтянутые полотнищами из войлока. Поскольку в скифских степях с дровами несколько проблематично, отапливалась такая баня…конопляными семенами! Оказывается, при сгорании они создают очень сильный жар.

В древней Руси существовали разные способы париться в бане: «по-черному» (традиционный способ), «по-белому» (когда большинство пара уходило через дымоход) и «лазня»/«влазня». Последний способ представлял собой следующее:  после выпечки хлеба, когда печь чуть-чуть остывала, из нее извлекали всю золу, внутреннее пространство застилали соломой и лезли туда париться. Пар получали, просто плеская водой на горячие печные стены. Интересно, что белорусское слово «лазня» как раз означает баню.

Медики утверждают, что при правильном выполнении всех банных процедур можно потерять до 2 кг веса за один сеанс в парилке. Правда, посещать баню можно максимум дважды в неделю, если делать это чаще, то можно не поправить здоровье, а навредить ему.

Лидером по количеству бань на душу населения является Финляндия, в которой на 5 миллионов населения приходится 2 миллиона саун.

В Средние века в Западной Европе посещение бани не одобрялось католической церковью, так как считалось проявлением заботы о «сосуде греха» – человеческом теле. Дошло до того, что в некоторых регионах Европы большинство населения не имело ни малейшего представления о банях. На этом невежестве удалось заработать монахам прибалтийского монастыря Фалькенау. Они обратились к Папе Римскому с просьбой выделить денежные дотации на нужды монастырской братии. Тот послал легата, чтобы он понаблюдал за повседневной жизнью и религиозным пылом местных монахов. Легат вернулся и заявил, что слуги Господа из Фалькенау воистину достойны денежной помощи, «ибо во славу Божью добровольно претерпевают ужасающие истязания: сначала сидят в адской жаре, затем обливаются ледяной водой и выбегают нагими на мороз, да еще и при этом безжалостно бичуют себя прутьями». Папскому посланнику было невдомек, что он видел всего-навсего посещение монастырской бани!